Ленским путем

туман2

Непривычно свободной от грузовых судов предстала перед нами акватория Ленского речного порта, когда мы подъехали с руководителями судоходной компании «АЛРОСА»- Лена» к причалу.

у причала2

Мне предстояло пройти на теплоходе «Борис Полосков» от Ленска до речного порта «Осетрово», что находится в городе Усть-Кут. С давних пор через эту речную гавань направляются поступающие по транссибирской железнодорожной магистрали все народнохозяйственные грузы для Республики Якутия и предприятий алмазодобывающей компании «АЛРОСА».

На причале мы встретились с капитаном теплохода Иваном Блиновым и его вторым помощником Олегом Наумовым. С ними мне предстояло подняться вверх по течению и одолеть путь длиной без малого в тысячу километров.

в связку2

Капитан и его команда принимали груз на борт теплохода и на палубу баржи, которая входит в состав транспортной связки. Речники говорят: ходим толканием. То-есть, теплоход не тащит баржу на стальном буксире, а она крепится кармой к носу теплохода и этот поезд длиной 150 метров движется по водной трассе.

Часы отсчитывали вторую половину дня. Два портальных крана брали с берега и опускали на палубы баржи и теплохода один за другим объемные морские контейнеры, оранжево окрашенные бульдозер и самосвал, какие-то иные механизмы.

здесь груз2

 

Вверх, в Усть-Кут, грузов почти не бывает и большинство судов идут порожняком. Директор судоходной компании «АЛРОСА-Лена» Алексей Иванович Лисеев и его заместитель по флоту Николай Матвеевич Комаров рассказывали мне о истории формирования своей флотилии. А начиналась она в 1998 г. с шести единиц. Сейчас флотилия алмазодобытчиков состоит из 24 судов- самоходных и барж.

Те давние годы были временем дробления крупных судоходных предприятий на мелкие, владельцами которых становились либо такие большие промышленные объединения и компании, как Верхенеленское речное пароходство и ООО Киренская Ремонтно-эксплуатационная база, Алексеевское РЕП Флота. Сложилась полная неразбериха и вольница в работе судовладельцев и образований тарифов за транспортировку грузов. Тогда то и у руководства компании «АЛРОСА», а именно по предложению ее вице-президента Р.Ф.Красноштанова, были приобретены первые речные суда — сухогрузные и танкеры.

Идея оказалась жизнестойкой и полезной. Теперь уже понятно, что при правильном планировании грузоперевозок по воде, рачительном хозяйствовании по содержанию плавсредств и эксплуатации судов, этот вид транспорта дает возможность алмазодобытчикам «АЛРОСА» как своевременно перебрасывать из Усть-Кута технические грузы для обоготительных фабрик, рудников и карьеров, так и горюче-смазочные материалы для авиационного и технологического транспорта.

Не имея своего флота, компания «АЛРОСА» платила бы перевозчикам совсем по другим, более высоким тарифам.

 

состав 150 метров2

Навигация на Лене выдалась в этом году на редкость сложной из-за низкого уровня воды. Первые суда вышли из Усть-Кута 4 мая и наш флот дружно вышел на линию. Но жаркое лето и редкие дожди не способствовали росту уровня воды в нашей, казалось бы, могучей реке. Наступило самое настоящее маловодье. Река обмелела особенно в верховье. Поэтому мы вынуждены были организовать перевалочный пункт у так называемого Мандринского плеса. Этот вариант перевозки грузов усложнил нам весь процесс навигации и, как следствие, принес некоторое удорожание операций, поскольку приходится суда отправлять из Усть-Кута с неполной загрузкой, а в пункте Мандринский с двух – трех судов груз перебрасывать плавучими подъемными кранами на какой-нибудь один состав. Вы это увидите сами,- заверили меня Лисеев и Комаров.

Груженый только тем, что подвернулось на тот момент, «Борис Полосков» покинул акваторию Ленска на закате дня 10 сентября.

Команда Ивана Александровича Блинова — одна из самых молодых. Капитану только 33 года исполнилось. Но он уже прошел путь от рядового матроса до руководителя большегрузного судна. На флот пришел романтически настроенным юношей, окончившим Осетровское речное училище в своем городе Усть-Кут. И сразу река и море Лаптевых устроили ему и экипажу танкера Лена-нефть жестокое испытание льдами и штормом. Танкер получил пробоину. Аварийно перекачали перевозимое дизельное топливо из поврежденной секции в другие, и так шли до места назначения.

Северное море не испугало молодого матроса. Осваивая профессию, Иван Блинов окончил заочно Новосибирский институт водного транспорта. Последние два года он ходит по водным маршрутам в роли капитана. Есть у него в команде и очень опытный и мудрый помощник Сергей Владимирович Дмитриев — потомственный ленский судоводитель. С детских лет он, можно сказать, вживался в семью речников. Еще его отец Владимир Васильевич провел на Лене всю жизнь, а Сергей начинал на танкерном флоте рулевым — мотористом.

туман11

Окончив училище и набравшись опыта, за пять лет стал капитаном, отработав 30 лет только на одном танкере, носящем имя его отца — «Владимир Дмитриев». И вот во время вахты Сергея Владимировича мы столкнулись с первыми трудностями – густым осенним туманом и мелководьем. Оснащенные эхолотом, локатором, средствами спутниковой связи, речники с просчитанной уверенностью вели свой состав по таежной реке. Все они уроженцы этих мест, с детских лет влюблены в свой необыкновенно красивый край.

лена12

Дни выдались ясными, и под теплыми лучами солнечного «бабьего лета» рядились в цветные сарафаны взбежавшие семейкой на открытую поляну белоствольные березы, румяной листвой обагрились застенчивые осины, полыхнула красой рябина. Зелеными волнами,испещренные яркой цветной гаммой осени разбежались вдаль от берегов горы приленских хребтов.

Чем ближе мы подходили к конечной точке нашего маршрута, тем сложнее было переваливать через многочисленные мелководные перекаты. Русло реки сузилось, расходиться судам было непросто. Запомнились мели перекатов Медвежий и Убиенный, где теплоход буквально полз на брюхе, вздымая винтами со дна гальку и песок. В верховье ленского бассейна обмелели и превратились в ручейки притоки, сузилась здесь и главная водная артерия Восточной Сибири, некогда полноводная на всем протяжении. Ведь еще не так давно многие из эксплуатируемых сегодня судов строились на судоверфях Качуга, почти у истоков Лены, откуда свободно спускались по воде своим ходом. А в Усть-Куте строился «Борис Полосков», спущенный со стапелей в 1979 году. Экипаж Ивана Блинова, уроженца Усть-Кута, вновь ведет корабль на родину, ныне через десятки мелких перекатов. Речники лишь на одно сетуют — долго приходится быть в пути — сем дней и ночей. Будь река полноводней — они обернулись бы явно быстрее.

Москва-Ленск-Усть-Кут.

Ревокат Козьмин.

Журналист, заслуженный работник культуры РФ.

Фото автора

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.